Горбатова Инна Сергеевна

Проект "Птицы наши друзья"

16 ноября 2014

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект

«Птицы — наши друзья»

Подготовила и провела  Горбатова Инна Сергеевна.

Актуальность проекта:

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

 Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды.

 

В  ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что дети имеют не достаточно знаний о птицах . Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому я решила реализовать этот проект. Это позволит расширить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями, мы должны повысить экологическое сознание детей и стимулировать желание помочь зимующим птицам. Важно, чтобы дети могли оценить поведение человека в природе.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

По времени проведения: краткосрочный (ноябрь - апрель) .

Участники проекта: дети 4-5 лет,  родители, воспитатель.

Место проведения: МБДОУ д/с №27.

Задействованы образовательные области (полная интеграция) : познание, коммуникация, социализация, труд, художественное творчество, физическая культура, чтение художественной литературы, безопасность, музыка, здоровье.

Цель: расширить знание детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а так же воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

      1. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

 

     2.  Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

     3. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц

 

     4. Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

      5. Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций, учить устанавливать причинно-следственные связи, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций

       6. Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц.

Формы работы с детьми:

НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание иллюстраций и презентаций.

Ожидаемый результат: Дети  знают,   называют перелётных, зимующих птиц,   особенности  внешнего вида (части тела, повадках, приспособлении к среде обитания),  (сезонные изменения, способы защиты). Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие. Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя,  мнемотаблицы. У детей повысился уровень знаний по теме «Птицы – наши друзья». Дети научились: моделировать птиц из цветной бумаги. Обогатился словарь по теме «Птицы – наши друзья».

План реализации проекта 

Выполнение проекта.

 

СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ:

Образовательная область «Социализация»:

- формировать представление о связях в природе «человек и птица»;

- побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них;

- наблюдение за поведением птиц на прогулке, во время кормления у кормушки.

Игровая деятельность:

- развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;

- формировать конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх;

Игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я - птица… ».

Дидактические игры: «Назови птицу» «Кто где живёт? », «Когда это бывает», «Кто как кричит? », «Кого не стало? », «Назови птичку ласково «Угадай, чьи следы? »; «Угадай птицу по силуэту»; «Найди, чей домик? »; «Найди часть целого».

Настольно-печатные игры: «Накорми птиц», «ЛОТО», «Логические цепочки».

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками».

Образовательная область «Труд»

Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке.

Образовательная область «Безопасность».

Беседа на тему: «Осторожно – кошка! », «Не дадим птичке умереть от холода и голода».

Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя) .

 

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Образовательная область «Познание»:

- развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах;

- поощрять интерес к источникам информации;

-развивать умственные способности.

Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада:

(особенности строения тела, повадки, кормление, кормушки) .

Настольные игры: «Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови», «Кто что ест? », «Домино», Магнитная мозаика», «Пазлы», «Кто живет в лесу? », «Птицы нашего города». «Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?» ». «Четвертый лишний? »; «Кто, чем питается? » (подобрать корм)

«Чей клюв?»

Игры со строительным материалом: «Домик для птички», «Кормушка».

Беседы: «Птицы зимой», «Чем питаются птицы», «Зачем нужны птицам гнезда? », Почему птиц стало меньше? », «Синичка- гостья нашего двора», «Перелетные птицы», «Знакомство с воробьем», «Наши пернатые друзья», «Как птицы ведут себя зимой? », «Пернатые друзья», «Помощь пернатым в зимнее время года».

Экспериментирование: «Рассматривание птичьих следов», «Исследование птичьего пера». Рассматривание попугая в клетке.

Экскурсия в лес: Наблюдение за птицами, развешивание кормушек.

Образовательная область «Коммуникация»:

- учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности;

Речь:

- формировать желание произносить слова правильно;

- игры: «Назови детёнышей», «Кто как кричит», «Чей голос? »

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

-рассматривание фотографий птиц: «Птицы России», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

- рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»; «Сороки на ветке рябины», «Снегири».

- составление описательных рассказов по картинкам;

- заучивание стихотворений о птицах;

Открытое занятие: "Зимующие птицы".

Стихи: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

- прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;

- книжная выставка «Пернатые друзья»

Оформление книжного уголка; коллекция открыток, чтение В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»; А. Тумбасов «Гнездышко», Г. Скребицкий «Крылаты соседи», И. Токмакова «Десять птичек стайка», Г. , Н. Сладков «Скворцы- молодцы», В. Флинт «Птицы в нашем лесу», М. Пришвин «Гости», О. Дриз «Птичий праздник»

 А. Барто «Птичка», «Кто как кричит? »; Е. Чарушин  «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичка».

 

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Образовательная область «Музыка»:

- совершенствовать навыки ритмических,  имитационных движений;

- прослушивание аудиозаписи «Птичьи голоса».

Образовательная область «Художественное творчество»:

- лепка «Птичка клюет зернышки»,

- аппликация «Домик для скворцов», «Снегирь»

- книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».

- трафареты с изображением птиц.

- кружковая работа по тестопластике на тему: «Воробей».

Аппликация: «Снегири на ветках», «Сказочная птица»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Конструирование:  «Журавлик» из бумаги

Рисование: «Птичий двор», «Отлёт птиц»,  «Птица у моего окна»

Ручной труд: «Прилетели птицы», «Гнёздышко»

 

 

 

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Образовательная область: «Физическое развитие»

Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.

Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры.

Подвижные игры: «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот», «Перелет птиц». 

П/и «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два», «Птички в гнездышках», «Жаворонок»,  «Сова».

Образовательная область «Здоровье»

- Физминутки:  «Птичка»,  «Воробей», «Сорока», «скворечник».

-Дыхательная гимнастика: «Тук – тук».

- Психогимнастика: «Пёрышки и камушки».

- Релаксация (грам. запись голосов птиц).

 

Итогом проектной деятельности стал праздник, на котором воспитанники группы поделились своими знаниями с гостями.

 

 Работа с родителями:

Домашние задания:

• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц) • Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.) • Заучивание  стихотворений  про зимующих птиц. • Отгадывание загадок про зимующих птиц. • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: