Проект "Птицы наши друзья"
16 ноября 2014
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект
«Птицы — наши друзья»
Подготовила и провела Горбатова Инна Сергеевна.
Актуальность проекта:
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды.
В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что дети имеют не достаточно знаний о птицах . Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому я решила реализовать этот проект. Это позволит расширить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями, мы должны повысить экологическое сознание детей и стимулировать желание помочь зимующим птицам. Важно, чтобы дети могли оценить поведение человека в природе.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
По времени проведения: краткосрочный (ноябрь - апрель) .
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатель.
Место проведения: МБДОУ д/с №27.
Задействованы образовательные области (полная интеграция) : познание, коммуникация, социализация, труд, художественное творчество, физическая культура, чтение художественной литературы, безопасность, музыка, здоровье.
Цель: расширить знание детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а так же воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
1. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
2. Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
3. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц
4. Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
5. Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций, учить устанавливать причинно-следственные связи, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций
6. Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц.
Формы работы с детьми:
НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание иллюстраций и презентаций.
Ожидаемый результат: Дети знают, называют перелётных, зимующих птиц, особенности внешнего вида (части тела, повадках, приспособлении к среде обитания), (сезонные изменения, способы защиты). Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие. Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя, мнемотаблицы. У детей повысился уровень знаний по теме «Птицы – наши друзья». Дети научились: моделировать птиц из цветной бумаги. Обогатился словарь по теме «Птицы – наши друзья».
План реализации проекта
Выполнение проекта.
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ:
Образовательная область «Социализация»:
- формировать представление о связях в природе «человек и птица»;
- побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них;
- наблюдение за поведением птиц на прогулке, во время кормления у кормушки.
Игровая деятельность:
- развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;
- формировать конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх;
Игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я - птица… ».
Дидактические игры: «Назови птицу» «Кто где живёт? », «Когда это бывает», «Кто как кричит? », «Кого не стало? », «Назови птичку ласково «Угадай, чьи следы? »; «Угадай птицу по силуэту»; «Найди, чей домик? »; «Найди часть целого».
Настольно-печатные игры: «Накорми птиц», «ЛОТО», «Логические цепочки».
«Кто где живёт»
«Зимующие и перелётные птицы»
Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками».
Образовательная область «Труд»
Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке.
Образовательная область «Безопасность».
Беседа на тему: «Осторожно – кошка! », «Не дадим птичке умереть от холода и голода».
Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя) .
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Образовательная область «Познание»:
- развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах;
- поощрять интерес к источникам информации;
-развивать умственные способности.
Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада:
(особенности строения тела, повадки, кормление, кормушки) .
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови», «Кто что ест? », «Домино», Магнитная мозаика», «Пазлы», «Кто живет в лесу? », «Птицы нашего города». «Летает, плавает, бежит»
«Откуда птица прилетела?» ». «Четвертый лишний? »; «Кто, чем питается? » (подобрать корм)
«Чей клюв?»
Игры со строительным материалом: «Домик для птички», «Кормушка».
Беседы: «Птицы зимой», «Чем питаются птицы», «Зачем нужны птицам гнезда? », Почему птиц стало меньше? », «Синичка- гостья нашего двора», «Перелетные птицы», «Знакомство с воробьем», «Наши пернатые друзья», «Как птицы ведут себя зимой? », «Пернатые друзья», «Помощь пернатым в зимнее время года».
Экспериментирование: «Рассматривание птичьих следов», «Исследование птичьего пера». Рассматривание попугая в клетке.
Экскурсия в лес: Наблюдение за птицами, развешивание кормушек.
Образовательная область «Коммуникация»:
- учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности;
Речь:
- формировать желание произносить слова правильно;
- игры: «Назови детёнышей», «Кто как кричит», «Чей голос? »
Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.
Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.
-рассматривание фотографий птиц: «Птицы России», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
- рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»; «Сороки на ветке рябины», «Снегири».
- составление описательных рассказов по картинкам;
- заучивание стихотворений о птицах;
Открытое занятие: "Зимующие птицы".
Стихи: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
- прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;
- книжная выставка «Пернатые друзья»
Оформление книжного уголка; коллекция открыток, чтение В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»; А. Тумбасов «Гнездышко», Г. Скребицкий «Крылаты соседи», И. Токмакова «Десять птичек стайка», Г. , Н. Сладков «Скворцы- молодцы», В. Флинт «Птицы в нашем лесу», М. Пришвин «Гости», О. Дриз «Птичий праздник»
А. Барто «Птичка», «Кто как кричит? »; Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичка».
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Образовательная область «Музыка»:
- совершенствовать навыки ритмических, имитационных движений;
- прослушивание аудиозаписи «Птичьи голоса».
Образовательная область «Художественное творчество»:
- лепка «Птичка клюет зернышки»,
- аппликация «Домик для скворцов», «Снегирь»
- книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».
- трафареты с изображением птиц.
- кружковая работа по тестопластике на тему: «Воробей».
Аппликация: «Снегири на ветках», «Сказочная птица»
Составление композиции птицы - из сухих листьев.
Конструирование: «Журавлик» из бумаги
Рисование: «Птичий двор», «Отлёт птиц», «Птица у моего окна»
Ручной труд: «Прилетели птицы», «Гнёздышко»
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.
Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры.
Подвижные игры: «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот», «Перелет птиц».
П/и «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два», «Птички в гнездышках», «Жаворонок», «Сова».
Образовательная область «Здоровье»
- Физминутки: «Птичка», «Воробей», «Сорока», «скворечник».
-Дыхательная гимнастика: «Тук – тук».
- Психогимнастика: «Пёрышки и камушки».
- Релаксация (грам. запись голосов птиц).
Итогом проектной деятельности стал праздник, на котором воспитанники группы поделились своими знаниями с гостями.
Работа с родителями:
Домашние задания:
• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц) • Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.) • Заучивание стихотворений про зимующих птиц. • Отгадывание загадок про зимующих птиц. • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.